В лицее имеется благоприятная обстановка для научной работы как преподавателей, так и лицеистов. В начале своего существования коллектив под руководством к. ф. н., доцента Шуваловой В. С. проводил научно-исследовательскую работу в рамках научно-методического центра поисково-исследовательской экспериментальной работы (ПИЭР) Ульяновской области. Этот статус закреплен за лицеем со дня организации областной структуры ПИЭР. Результатом научной работы лицея явилась разработка нормативных документов образовательных учреждений типа «Лицей», документов по открытому образованию, образовательных программ, разработана и внедрена в учебный процесс модульно-рейтинговая система оценки знаний.
В настоящее время в лицее есть научное общество лицеистов. Ведется работа в рамках кружка «Исследовательская деятельность, творческие проекты».
Лицеисты участвуют в Неделе студенческой науки УлГТУ, в в региональном конкурсе компьютерного творчества «Мастер ИТ», стабильно занимают призовые места.
3 февраля 2011 года в лицее состоялась научно-практическая конференция «Фрактальная геометрия» совместно с ДЮАКЦ «Буран».
Было заслушано 7 докладов.
Так что же такое фракталы?
Подробнее-
Скрыть
Так что же такое фракталы?
Некоторые факты и понятия:
Вы можете обнаружить их в лесах, столкнуться с ними на передовых рубежах медицинской науки, увидеть их в кино.
Раскрыт, наконец, один из удивительных секретов нашего главного дизайнера - природы. Возможно, вы не слышали раньше об этих столь странных формах, но они окружают вас повсюду: ветвящиеся и повторяющиеся и называются они фракталы.
Чтобы представить себе фрактал более наглядно рассмотрим ставший классическим пример: «Какова длина берега Британии?». Ответ на этот вопрос не так прост, как кажется. Все зависит от инструмента, которым мы будем пользоваться. Измерив берег с помощью километровой линейки, мы получим какую-то длину. Однако мы пропустим множество небольших заливов и полуостровов, которые по размеру намного меньше нашей линейки. Уменьшив размер линейки до одного метра, мы учтем эти детали ландшафта, и, соответственно длина берега станет больше. Пойдем дальше и, измерив длину берега с помощью миллиметровой линейки, обнаружим, что она будет еще больше. В итоге ответ на такой, казалось бы, простой вопрос («Какова длина берега Британии?») может поставить в тупик кого угодно: длина берега Британии бесконечна, потому что форма берега Британии – фрактал.
Вот что по этому поводу пишет Мандельброт: «Почему геометрию часто называют холодной и сухой? Одна из причин заключается в ее неспособности описать форму облака, горы, дерева или берега моря. Облака – это не сферы, горы – не конусы, берега – не окружности, и кора дерева не является гладкой, и молния не движется по прямой – природа демонстрирует нам не просто более высокую степень, а совсем другой уровень сложности».
Понятие «фрактал» придумал Бенуа Мандельброт (от лат. fractus, означающего «состоящий из фрагментов»).
Этот ученый, совершивший переворот в геометрии, относится к немногочисленной группе гениев, которые проявляют выдающиеся способности только в одной, очень узкой области. У некоторых это способность производить в уме умопомрачительные вычисления, достойные суперкомпьютера, у других — невероятные способности к иностранным языкам, у третьих — феноменальная память на даты, удерживающая весь ход всемирной истории.
У Бенуа Мандельброта своя «узкая специализация» — он умеет видеть пространства иных, более чем трехмерных, измерений. Благодаря Мандельброту стало понятно, как выглядит четырехмерное пространство, образно выражаясь, фрактальное лицо Хаоса. Бенуа Мандельброт обнаружил, что четвертое измерение включает в себя не только первые три измерения, но и (это очень важно!) интервалы между ними.
Эвклидова геометрия имела дело только с искусственными, воображаемыми объектами, принадлежащими трем измерениям.
Рекурсивная (или фрактальная) геометрия идет на смену Эвклидовой. Новая наука способна описать истинную природу тел и явлений.
Более подробную информацию вы можете получить на сайте фракталы.улград.рф авторами которого являются лицеисты: Волков Алексей, Никитин Иван, Ермилов Ростислав, гр. 7-10.